Рыбалка, охота и туризм на Терском берегу

На Об Умбе Рыбалка Охота Туризм Фотоальбом Телефоны

ЛОВ СЕМГИ
из книги С.B.Максимова "Год на севере"

Переход на страницу

1    2    3    4    5    6   

2

как бы по улицам своей деревни. За полторы версты, с последней песчаной горы, показалось наконец и самое село, разбросанное двумя порядками по обеим сторонам р. Варзуги. Виделись две высокие, почерневшие от времени церкви: одна на правом, другая на левом берегу; одна посвящена имени св. Ильи, другая имени св. апостолов Петра и Павла. Село это можно почитать, в относительном смысле, центром деятельности, главным местом, столицей всего Терского берега. Сюда бредут и лопари, плывут и торговцы кемские и архангельские (особенно в августе месяце): первые (лопари) для продажи, все последние — для закупки семги — почти единственного продукта, от которого живет все население Терского берега. Еще в Поное можно видеть забор для семги. Выстроены такие же заборы и в Варзуге, и в Умбе, и в Кандалакше. Еще около Сосновца и далее по берегу видны десятки промысловых избушек и вымеченные на воду сети для той же рыбы. Семга для жителей Терского берега — единственное и богатое средство для существования и занятий. Отсюда, как говорится, во всех беломорских местах на мурманские промыслы подъемов нет, т. е. хозяева не обряжают покрутов за треской и палтасиной. Некоторые из них давно когда-то пробовали — не понравилось, и они предпочли тамошние, хотя и далеко не богатые промыслы, домашним, более легким и выгодным. Семга идет на Терский берег в громадном числе. Следуя из веков своим врожденным инстинктивным побуждениям, семга ежегодно совершает свои переселения из стран приполюсных к берегам морей. Совершая эти путешествия в несметном множестве и становясь на пути богатой добычей для морского зверя, рыба эта (все-таки в несметном еще числе) входит, между прочим, из океана в Белое море. Здесь она выбирает реки самые порожистые и, по возможности, самые покойные в истоках, вероятно, вследствие того же инстинктивного побуждения. Обладая крепко развитыми мускулами, дающими ей возможность плавать быстрее всех известных пород рыб, семга, пробираясь реками и встречая на пути преграду в порогах, прыгает через них иногда в 1,5 сажени высотой. (За то по-латыни она и называется Salmo, т. е. прыгун). Никский водопад не в силах удержать эту рыбу, стремящуюся, подобно птицам, выводить детенышей в том же месте, где сама родилась. Не удадутся первые сильные прыжки — семга несколько раз возобновляет опыт. Некоторые поморы замечали при этом следующее интересное обстоятельство: если рыба не успевала осилить высоты порогов, то дожидала обыкновенно росы и по этой росе — сухопутьем — переползала выше порогов. Тогда же за этими порогами, вдали от селений и в самых спокойных заводях, она совершает те природные отправления, для которых и ведет ее инстинкт из океана в реки. В сопровождении самцов, полная икрою, самка выбирает тогда в реке такое место, где слабее течение и притом такое, которое закрыто с южной стороны скалой, камнем и проч. Целые сутки — как говорят наблюдатели — самка трется всем своим телом о песок подле камня, плавая на этом месте необыкновенно медленно взад и вперед. В этих передвижениях она мечет икру свою и, кончивши дело, остается подле (но в стороне) еще некоторое время, уступая свое место самцу, который тоже, в свою очередь, плывет над наметанной икрой и оплодотворяет ее молоками. Самец и самка, сделавши свое дело, утомленные, ослабевшие до последней степени, спешат подниматься выше, вполне уверенные в том, что придорожный камень не пустит икры по течению и даст легкую возможность произойти из нее новому населению в значительном числе субъектов. Выбравши глубокую, тинистую яму, и самец, и самка иногда, как говорят, по целым неделям стоят в ней неподвижно, уткнувшись рылом в берег ямы, и опять-таки по-прежнему в прямом направлении к верхней стороне реки. Во время этого стояния и совершается с рыбой та перемена, которая на поморском языке известна под именем облоховленья, т. е. семга успевает тогда облоховитъся, или, проще, превратиться в лоха: красное мясо ее бледнеет и становится совершенно белым. Из головы, под ртом, вырастает костяной крюк; внешняя сторона клеска серебрится, а уже не чернеет; хвост становится тоненьким, сама рыба делается тощей (от 7 фунтов первоначального весу спадает до 3 и 2,5) с дряблым мясом. Семга уже мало тогда бывает похожа на свой первообраз: она делается лохом и в этом виде идет вниз по реке, вдоль берегов, обратно в море, преследуя при этом других водяных животных. Попадаясь на пути в промысловые сети, она превращается уже и на языке поморов в вальчака, в пана, в лоховину, смотря по местному говору. Выйдя в море, вальчак все еще не теряет роговой крюк и красных пятен на поверхности кожи, хотя и начинает нагуливать тело, на котором появляется даже краснота. В этом переменном и переходном состоянии он получает название «кирьяк». Но та из этой новой породы рыб, которая успеет спастись от преследования человека и пройти в море, пролоншав (пробывши) в реке всю зиму,— к осени приходит опять в ту же реку уже без крюка и с красным мясом, настоящей семгой, и опять-таки для той же прямой и положительной цели: метанья икры. Так, по крайней мере, уверяют все естествоиспытатели и промышленники, из которых иные делали буд-то бы некоторые приметы на лохе (намечая зарубки, отрывая какое-либо перо и проч.) и пуская этого лоха в море. Замеченный лох приходил в ту же реку и на следующий год, и все-таки уже семгой, а не вальчаком. Этим же превращениям подвергается, как известно, и балтийская семга-лосось, прозимовавшая в Неве, или озерах Ладожском и Онежском, или в реке Свири. Беломорская семга, рассыпаясь после полярного переселения и путешествий по прибрежьям Мурманского берега, Новой Земли, по берегам Норвегии до крайних южных пределов последней, по всем порожистым, самым дальним рекам Белого моря: Двине, Мезени, Онеге, Кеми — преимущественно и несравненно в большем числе расплывается по рекам ближайшего к океану Терского берега. Здесь ее самый главный и самый богатый улов. Лучшим способом для этой цели туземцы издавна, из темных и дальних исторических времен, почитают заборы.
 
Hosted by uCoz