Переход на страницу
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
7
Во второй половине XV века Новгородская республика пала. Кольский полуостров вошел в состав Русского централизованного государства. Сюда, к еще мало изведанным землям, потянулись вольнолюбивые люди. Уходили с насиженных мест в поисках лучшей жизни.
Пришлые русские люди уживались с местным населением Лапландии — саамами.
С XV века на Кольском полуострове различали «Лопь Кончанскую», «Лопь Терскую», «Лопь Лешую», или «Дикую». К «Терской Лопи» принадлежали не только саамские погосты
с населением, говорящим на терском диалекте саамского языка (Понойский и Иокангский погосты), но и Воронинский, Ловозерский и Семиостровский, жители которых говорили на
кильдинском диалекте. На широте Кандалакши, считалось, располагалась «Лешая Лопь». А дикой лопью иногда называли некрещеных саамов.
Один из старейших саамских погостов — Воронинский — в XVI и первой половине XVII века тоже относился к терским погостам.
Саамы жили разбросанно, вдоль рек и озер, по морскому берегу. Занимались рыболовством и охотой на пушного зверя, диких оленей, птиц. Дань московскому государю платили мехами и рыбой. Никакой русской администрации, по свидетельству австрийского посла С.Герберштейна, побывавшего в России в 1517 и 1526 годах, в нашем крае тогда еще не было.
Уплатив годовую подать, саамы считали себя независимыми в остальном. Приезжие купцы, в обмен на пушнину, привозили им одежду, топоры, ножи, иглы, соль, муку. Местное население
охотно перенимало у русских умение заниматься домашним хозяйством, вести оседлый образ жизни. Русские отмечали выносливость саамов, меткость в стрельбе, честность.
Саамы были язычниками, идолопоклонниками. Они верили в божества, с которыми связывали гром, молнию — явления природы, поклонялись «священным» камням.
Далее
|
|