Переход на страницу
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
8
К середине XVI века христианские проповедники Феодорит, Трифон и другие стали склонять саамов к христианской вере. В 1575 году Иван Грозный дал разрешение монаху Феогносту
на построение церкви в устье Поноя, средства для содержания церкви должны были давать саамы — половину доходов с промысла на этой реке. Саамы воспротивились, и до 1581 года храм в Поное стоял «пуст», пока Троице-Сергиев монастырь не получил половину реки Поноя и пустую церковь, «чтобы лопари крещеные от веры не отстали».
В первой половине XVI века Кандалакша была избрана базой распространения христианства среди дикой лопи. Здесь был построен монастырь и крещены местные саамы. Весной
1589 года монастырь разорил шведский отряд.
В течение веков в Кандалакше сходились пути, идущие к Северному океану и на Терский берег.
Активное заселение Кольского полуострова во второй четверти XVI века способствовало развитию морского рыбного промысла не только на Терском, но и на Мурманском берегу.
Главным торговым пунктом нашего края становится Кола. На Терском берегу в этот период наиболее значительным было селение Варзуга: по переписи 1563 года, оно имело 124 жилых
двора.
Но через пять лет Варзужскую волость постигло несчастье. Сюда по велению Ивана Грозного был направлен карательный отряд во главе с опричником Басаргой, чтобы усмирить варзужан, отказавшихся уплатить двинским рыбопромышленникам 450 рублей долга (по тому времени — крупная сумма). Терские волости почти начисто были разграблены царскими погромщиками. Кроме Варзуги, пострадали Кандалакша, Умба. Большинство населения разбежалось кто куда. Перепись населения, проведенная в 1575 году, подвела печальный итог: в Варзуге осталось 45 жилых дворов, остальные 79 были пустыми, а на 33 дворовых местах рос бурьян. В Порьей Губе из 22 жилых дворов осталась половина. Взамен не вернувшихся в свои дома терчан были записаны новые крестьяне, которые получили заброшенные земельные участки и поставили на них дворы.
Далее
|
|